skype

efrelena


before you slip into unconsciousness


Previous Entry Share
Отзыв о фильме "Вечное сияние чистого разума". Режиссёр Мишель Гондри, 2004 г.
skype
efrelena

Фильм, о котором пойдет речь, удостоен премии "Оскар" в номинации "Лучший оригинальный сценарий". Википедия определяет его жанр как романтическую драму с элементами фантастики. Сюжет построен вокруг взаимоотношений Джоэла (Джим Керри) и Клементины (Кейт Уинслет). Удивляет в этой парочке сразу то, насколько оба актёра играют не свойственные себе роли. Герой Керри здесь - меланхолик, интраверт, мечтатель, я впервые здесь этого актёра увидела не в комедийной роли. Было немного странно не видеть его обычного "арсенала" - мимики, жестикуляции, фонтанирующей энергии, без  всего того, что мы сразу представляем, когда слышим это имя. В первый момент показалось (а потом поняла - не показалось), что, лишённый своих "фишек", Джим Керри потерял всё обаяние, став похожим на безработного актёра-комика в депрессии.


"Фирменные" энергия и гротеск выключены, роль их не предполагает, а тонкие меланхолические перепады настроения, поэтичность натуры, одухотворенность - в общем, черты, присущие человеку такого склада, как Джоэл Бериш, Керри не очень удались. Остались только небритость, вязаная шапочка, помятый костюм и погружённость в себя. Кажется, что этому Джоэлу ничего в жизни не интересно, не нужно, отсутствует внутренний стержень. Он "забит" своей гиперактивной Клементиной, постоянно ведом, даже тяготится ею. Особенно это заметно в сцене их повторного знакомства в начале фильма, хотя в ней это можно списать на действие "стирателя" воспоминаний - герой ничего не помнит и поэтому апатичен. И когда Клементина предлагает ему, уже стертому из её памяти незнакомому человеку, пожениться, он вяло отвечает "Да, давай", как будто ему всё равно. Но и в сценах из воспоминаний Джоэла, то есть до стирания памяти, инициатива везде и всюду исходит от Клементины, Джоэл идёт за ней как бычок на верёвочке. Или как будто решил стиснуть зубы и перетерпеть эту девушку, как стихийное бедствие. На лице Джоэла всё время какое-то кислое, отстранённое выражение, если и улыбка - то довольно вымученная. Обратите внимание на кадр ниже - по-моему, у обоих героев здесь ненатуральные улыбки.

Совершенно не видно искренней влюблённости в героиню. До такой степени, что порой задумываешься, а вдруг это и есть режиссёрский ход - показать нам, что на самом-то деле сохранить пару хотелось только одному человеку - Клементине. Но тогда непонятно, почему он так расстроился, что та стёрла его из воспоминаний? В общем, постоянный диссонанс между репликами героя и
тем, что Джоэл выражает всем своим видом и лицом.

Вспомним сцену их ссоры из-за позднего прихода Клементины домой из клуба. Герой Джима Керри как будто старается избежать разговора, спрятаться куда-то, не находя в себе сил защитить свои интересы и четко выразить ей недовольство. Он должен бы быть в гневе, вот нормальная реакция. Рассердиться и поставить девушку на место. Или - обидеться, но уж по-настоящему, чтобы её "проняло". Но вместо этого Джоэл мямлит что-то невнятное, и только в конце разговора скорее саркастически, чем гневно, произносит: "Да, ты переспала бы со всеми, ведь после этого проще завязать дружбу". И вот уже и Клементина на фоне такого партнёра кажется не просто активной яркой девушкой, немного импульсивной, а какой-то назойливой самовлюбленной фурией. И всё время возникает вопрос, раз она так неприятна, так раздражает его, почему бы ему от неё не уйти? А с другой стороны, что нашла такая яркая героиня в этом мрачном необаятельном типе? В общем, история их любви какжется надуманной, а расставание - закономерным. И мне кажется, тут дело именно в актёрах. В общем, как подметил Эндрю Саррис, мысль которого я и развиваю в этих двух абзацах, "химия" между ними отсутствует, потому что роли актерам достались не свои. Ведь и Уинслет не свойственны роли вот таких инициативных зажигательных девушек. Но она всё-таки смотрится в этом образе более органично, чем Керри в своём.


?

Log in